Критическая литература преступление и наказание. Страхов критика преступление и наказание

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Критическая литература преступление и наказание. Страхов критика преступление и наказание». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Несомненно, что «Преступление и наказание» входит в число лучших творений великого писателя, известных и в России, и за рубежом. Роман можно смело отнести к лучшим социально – психологическим, философско – идеологическим литературным творениям. Его создание относится к сложному для страны времени противостояния идеологических воззрений, устаревшие идеи свергались, а свежие ещё не успели сформироваться.

Общая оценка в русской критике

Практически нет ни одного значимого литератора, который не оставил бы откликов о творчестве Достоевского, что и неудивительно, так как это величина, которая оказала огромное влияние не только на русскую, но и на всю последующую и мировую литературу.

По поводу романа существует немало откликов современных писателю и поздних литературоведов. Среди них:

  • Е. Л. Марков, считавшего творение автора «одним из самых серьёзных, глубоких и оригинальных»;
  • И. Ф. Анненский, отмечавший, что здесь «впервые мысль Достоевского расправила крылья»;
  • Н. А. Бердяев, видевший в писателе психолога, раскрывавшего подпольную психологию;
  • Д. Мережковский задается вопросом «Спасет ли пролитая кровь?»;
  • В. Г. Короленко, уверенно говорит, что «Достоевский сыграл некоторую роль в идейной жизни молодого Короленко«.

«Преступление и наказание» — это роман, занимающий наиболее значимое место в русской литературе не только 19 столетия, но и всех последующих исторических эпох. Особенно почётное место уделялось литературному наследию Достоевского в советской литературе. Роман входил в обязательную школьную программу, нашёл отражение в кинематографе.

Критики о романе «Преступление и наказание» и творчестве Ф.М. Достоевского

Приближаясь к нему впервые, мы рассчитываем найти законченное произведение, поэта, но открываем безграничность, целое мироздание с вращающимися в нем светилами и особой музыкой сфер. Ум теряет надежду когда-либо проникнуть до конца в этот мир: слишком чужой кажется нам при первом познавании его магия, слишком далеко уносит в беспредельность его мысль, неясно его назначение, – и душа не может свободно любоваться этим новым небом, как родным. Достоевский – ничто, пока он не воспринят внутренним миром. В сокровеннейших глубинах мы должны испытать собственную силу сочувствия и страдания и закалить ее для новой, повышенной восприимчивости: мы должны докопаться до последних корней с его как будто фантастической и в то же время такой подлинной человечностью. Только там, в самых тайных, в вечных и неизменных глубинах нашего бытия, где сплетаются все корни, мы можем надеяться отыскать связь с Достоевским.

В творчестве Достоевского каждый герой наново решает свои проблемы, сам окровавленными руками ставит межевые столбы добра и зла, каждый сам претворяет свой хаос в мир. Каждый герой у него слуга, глашатай нового Христа, мученик и провозвестник третьего царства. В них бродит еще и изначальный хаос, но брезжит и заря первого дня, давшего свет земле, и предчувствие шестого дня, в который будет сотворен новый человек. Его герои прокладывают пути нового мира, роман Достоевского – миф о новом человеке и его рождении из лона русской души. (С. Цвейг. Из эссе «Достоевский».)

Достоевский потому так смело выводил на сцену жалкие и страшные фигуры, всякого года душевные язвы, что умел или признавал за собою умение произносить над ними высший суд. Он видел божию искру в самом падшем и извращенном человеке; он следил за малейшею вспышкой этой искры и прозревал черты душевной красоты в тех явлениях, к которым мы привыкли относиться с презрением, насмешкою или отвращением. Эта нежная и высокая гуманность может быть названа его музою, и она-то давала ему мерило добра и зла, с которым он спускался в самые страшные душевные бездны. (Н.Н. Страхов. Из воспоминаний о Достоевском.)

Великий художник с первых слов захватывает своего читателя, затем ведет его по ступеням всякого рода падений и, заставив его перестрадать их в душе, мирит его в конце концов с падшими, в которых сквозь преходящую обстановку порочного, преступного человека сквозят нарисованные с любовью и горячей верой вечные черты несчастного брата. Созданные Достоевским в романе «Преступление и наказание» образы не умрут, не только по художественной силе изображения, но и как пример удивительного умения находить «душу живу» под самой грубой, мрачной, обезображенной формой – и, раскрыв ее, с состраданием и трепетом показывать в ней то тихо тлеющую, то распространяющую яркий, примиряющий свет искру Божию.

Три рода больных, в широком и техническом смысле слова, представляет жизнь: в виде больных волею, больных рассудком, больных, если так можно выразиться, от неудовлетворенного духовного голода. О каждом из таких больных Достоевский сказал свое человеческое веское слово в высоко-художественных образах. Едва ли найдется много научных изображений душевных расстройств, которые могли бы затмить их глубоко верные картины, рассыпанные в таком множестве в его сочинения. В особенности разработаны им отдельные проявления элементарных расстройств психической области – галлюцинации и иллюзии. Стоит припомнить галлюцинации Раскольникова после убийства закладчицы или мучительные иллюзии Свидригайлова в холодной комнате грязного трактира в парке. Провидение художника и великая сила творчества Достоевского создали картины, столь подтверждаемые научными наблюдениями, что, вероятно, ни один психиатр не отказался бы подписать под ними свое имя вместо имени поэта скорбных сторон человеческой жизни. (А.Ф. Кони. Из статьи «Ф.М. Достоевский».)

В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах, или наконец, даже не вправе быть человеком настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе. Каждый человек должен быть человеком и относится к другим, как человек к человеку. (Н.А. Добролюбов. Из воспоминаний о Достоевском.)

Прежде всего, господа, значение Достоевского заключается в том, что он был истинный поэт. Этим словом, мне кажется, сказано уже очень много.

«Преступление и наказание»: история создания романа

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Читайте также:  К какому нотариусу надо идти для оформления наследства

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Решение писать роман, затрагивающий столь серьёзную тему, возникло не на пустом месте. Почвой для идеи стал личный опыт Достоевского, отбывающего наказание на каторге. Откровение о решении писать эту исповедь имеет письменное подтверждение. Как известно, Фёдор Михайлович известил об этом своего брата письмом:

На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…

Данное письмо датируется 9 октября 1859 года.

Как известно, история написания книги была изменена нуждой, в которой постоянно пребывал писатель. Изначально его замысел был глобальным: написать огромный роман – своеобразный ответ «Войне и миру» Л. Н. Толстого. Но Достоевскому срочно нужны были деньги, а Катков (его издатель) платил за завершенные произведения. Тогда писатель разбил свою идею на пять частей, и одной из них стал роман «Преступление и наказание».

«Философский информатор»

«Напряженный диалог с философом является одним из важных источников произведений Достоевского. Познакомились они в начале 1860 года, вскоре по возвращении Федора Михайловича из Сибири, в кружке писателя и педагога Милюкова. Идеи и концепции Страхова оказались настолько созвучными внутренним поискам писателя, что он пригласил нового знакомого в редакцию ежемесячного журнала «Время», задуманного вместе с братом Михаилом Достоевским. Именно там они вступили в борьбу против современного направления мыслей — «нигилизма», которая по большей части выливалась в противостояние вульгарному материализму и атеизму. Совместная работа в редакции «Времени», петербургские «бесконечные разговоры», поездка в Европу летом 1862 года с «вечерними разговорами за стаканом красного местного вина», — все это составило тот период близких дружеских отношений Страхова и Достоевского, которому после 1865 года уже не суждено было повториться.

«Преступление и наказание» – критика Писарева

На «Преступление и наказание» последовал и отклик со стороны знаменитого в эти годы Д. Писарева – статья «Борьба за жизнь». Первая её половина под названием «Будничные стороны жизни» была опубликована в майской книге радикального журнала «Дело» за 1867 год. Вторая ее часть, запрещенная цензурой, появилась уже после смерти Писарева в августовском номере того же журнала за 1868 год под названием «Борьба за существование».

Уже само название статьи «Борьба за жизнь» раскрывает, в чем видит материалист Писарев смысл романа. Анализируя «Преступление и наказание», критик односторонне настаивает, что причиной преступления Раскольникова явилась безысходная нищета.

Писарев отвергает мнение критика «Русского инвалида» о душевной болезни Раскольникова (1867, № 63) и доказывает, что «корень его болезни таился не в мозгу, а в кармане».

Он настаивает, что «странная», «дикая» теория «родилась в Раскольникове потому, что мучительность его положения превышала размеры его сил и мужества». «Эту теорию никак нельзя считать причиною преступления, – пишет Писарев, – так точно, как галлюцинацию больного невозможно считать за причину болезни. Эта теория составляет только ту форму, в которой выразилось у Раскольникова ослабление и извращение умственных способностей. Она была простым продуктом тех тяжелых обстоятельств, с которыми Раскольников принужден был бороться и которые довели его до изнеможения. Настоящею и единственною причиною являются все-таки тяжелые обстоятельства». Подобно другим левым , Писарев тенденциозно старается внушить читателю мысль, что теория Раскольникова не имеет ничего общего с воззрениями русских революционеров – мысль, вскоре опровергнутую появлением

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» – самое известное произведение писателя, вошедшее в золотой фонд мировой литературы. Написанное в тяжелый период жизненных испытаний автора, оно затрагивает многие серьезные проблемы, которые остаются актуальными и по сей день. Роман достаточно сложный и глубокий, однако подробный анализ произведения поможет лучше понять основную мысль и проблематику романа, поступки главных героев. «Преступление и наказание» анализ требует наиболее полный, и особенно полезным он будет для учеников 10 класса при подготовке к ЕГЭ по литературе.

Структурная композиция «Преступления и наказания» довольно проста: роман состоит их 6 частей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из 6-7 глав.

Роман делится на две составляющие: в первой описаны мытарства главного героя, его рассуждения и, в итоге, совершенное им преступление. Затем следует наказание и саморазоблачение Раскольникова, и этому посвящены оставшиеся 5 частей произведения.

Характерной особенностью романа является некоторая непоследовательность в хронологии поступков Раскольникова. Этим автор хотел подчеркнуть нестабильность внутреннего состояния главного героя, его потерянность. Прекрасным дополнением к настроению Раскольникова являются темные, серые улицы Петербурга, описанию которых Достоевский выделил немало места в произведении.

В заключительной части романа — эпилоге — писатель указал на возможное исцеление Раскольникова благодаря искреннему раскаянию и вере в Бога. Нравственное возрождение героя стало возможным только благодаря его полному переосмыслению своей жизни, поступков, ценностей.

Большое внимание Достоевский уделил не только бедному студенту, но и другим центральным персонажам: Разумихину, Дуне Раскольниковой, Пульхерии Александровне, Соне Мармеладовой, Свидригайлову. Характер каждого из них описан ярко, красочно, взаимодействие этих героев прекрасно дополняют общую картину, показанную автором. Несмотря на хитросплетение сюжетных линий, все они, так или иначе, связаны с Раскольниковым. Примечательно, что многих описанных героев ожидает трагическая судьба, и к концу романа лишь немногие останутся в живых.

К плюсам данного произведения относятся:

  • Динамичность. Количество внезапных ситуаций после убийства очень сложно сосчитать. Сначала герой знакомится с крайне бедной семьей отставного чиновника Мармеладова, затем проблемы его сестры Авдотьи Романовны и так далее. Также донимают детективы, которые поначалу совсем не подозревают его.
  • Разнообразие главных героев. Часто в детективах присутствуют персонажи, которые играют второстепенную и маловажную роль, но в данном случае это не так. Каждый герой имеет огромную значимость для сюжета и развития истории.
  • Осознание тяжести преступлений. Изначально после издания романа многие считали, что автор оправдывает убийцу, но на самом деле рассказ пропитан угрызениями Раскольникова, который отлично осознает всю тяжесть сделанного.
  • Ценность родственных и дружеских связей. После преступления Родя мучается лихорадкой. Во время болезни его всячески поддерживал друг Разумихин, а затем и сестра с матерью. Он это понимал и часто благодарил близких за их заботу. Описание таких связей и их подлинной ценности заставляют задуматься человека о его отношении к родным.
  • Размышления о вере и неверии, статусе некоторых людей. Часто в диалогах персонажей можно встретить размышления о религии и ее предназначении. Например, сам Раскольников, поддавшись порыву негодования размышлял о справедливости и вспомнил пророка ислама. Цитата: «О, как я понимаю «пророка», с саблей, на коне. Велит Аллах, и повинуйся «дрожащая» тварь!». После этой мысли следует много рассуждений и выводов, исходя из смысла данного догмата. Понимающие читатели тоже могут вынести из таких умозаключений пользу. Насчет статуса Родион беседовал с Лужиным, очень обожавшим себя и любившим, когда перед ним приклоняются, с которым тоже случаются неприятности, что помогает осознать плачевное состояние самолюбивых, состоятельных людей.
  • Стиль повествования переменчив. Иногда события происходят очень быстро и шокируют, а иногда медленно и скучно.
  • Любовные интриги. В психологическом детективе нашлось место и для этого, что очень радует. Однотипное расследование без разнообразия было бы неинтересным.
  • Мудрые самокопания и мысли главного героя. В минуты глубокой апатии, блужданий или разговоров Родя размышлял на самые разные и распространенные темы, смотрел на них иначе, креативно. Его размышления это отдельное и важное украшение книги.

Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье). Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь. Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв. Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

О чем повествует автор? Об этом Многомудрый Литрекон расскажет в двух словах. Роман начинается с размышлений главного героя – Родиона Раскольникова о том, хватит ли у него духа совершить преступление. В его голове возникла теория для определения сильных и слабых людей, тварей дрожащих и право имеющих, как он сам их называет. Одной из возможных жертв он выбирает старуху-процентщицу, взимающую слишком высокие проценты с нуждающихся клиентов.

Судьба знакомит Раскольникова с семейством Мармеладовых, скатившихся в пропасть нищеты, где отец — пьяница, а дочь по имени Соня вынуждена заниматься непристойной работой, чтобы помочь семье. Именно Соня и становится в финале лучом света для потерявшегося Родиона.

На волне своих размышлений Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы топором, но до этого он создал для себя судьбоносную оплошность – забыл закрыть дверь, в которую вошла сестра убитой. Такая случайность заставила героя убить и вторую жертву.

После этого моральное состояние Раскольникова редко приходило в норму. С ним то и дело пытались поговорить и родственники, и друзья, однако толкового разговора добилась только Соня, которой и признался герой в содеянном. Невыносимые муки и терзания Родиона заставляют его сознаться в убийстве всенародно. Спустя несколько месяцев после его признания состоялся суд – он был приговорен к ссылке в Сибирь. Соня уезжает с ним. В эпилоге он переживает внутреннюю борьбу и духовно перерождается, взяв в руки Библию.

Рефреном в романе прослеживается обозначение безысходности – «некуда идти». Акцент на этом сделан с целью показать внутреннее состояние Раскольникова – несобранный, растерянный, нестабильный характер, который мечется и не знает, куда деваться. То же явление прослеживается в критический момент жизни других героев. Тот же Мармеладов замечает, что всякому человеку нужна возможность куда-нибудь пойти. А ему некуда, и это обстоятельство решает его судьбу. Бесприютность доводит и Свидригайлова: лишившись всех надежд и чаяний, он сводит счеты с жизнью. Все жертвы злого рока на страницах романа, так или иначе, идут в никуда и чувствуют безвыходность своего положения. Значит, пространство, где то и дело оказываются персонажи, можно назвать «не то», раз действующие лица идут и приходят в «никуда». Отсюда и мотив всеобщего разочарования в жизни.

Как же выглядит это «не то»? Отражением Раскольникова Достоевский изобразил Петербург. Окрасив его в серые, болезненно желтые, блёклые и тёмные тона, автор наглядно показал цвет души главного героя и других горожан. Другие места в романе столь же печальны: коморку Родиона автор сравнивает с гробом, угол, где ютятся Мармеладовы, нельзя даже назвать комнатой, жилище Сони Достоевский называет «сараем», а трактир дышит пьяным смрадом. Горожане задыхаются, а приезжая мать Раскольникова даже не видит разницы между духотой комнат и пыльной вонью улиц.

Главные герои и их характеристика

Достоевский вложил в каждого героя настоящую жизнь со страхами, переживаниями, проблемами и горестями.

  1. Родион Романович Раскольников – основной персонаж романа. На протяжении всего произведения поддаётся мукам размышлений, постоянно находится в поиске себя. Такой потерявшийся, запутанный, несостоявшийся индивид, одаренный незаурядным умом. Родион — далеко не глупый молодой человек, он студент юридического факультета, однако из-за отсутствия средств вынужден бросить учёбу. В его голове зреет теория об обыкновенных и великих людях, он неоднократно задаётся вопросом «Кто я? Тварь дрожащая или правоимеющий?». Чтобы разобраться в этом, решается на убийство старухи-процентщицы и её сестры. Однако убийца не может заглушить голос совести и едва не сходит с ума, ведь, несмотря на совершенное преступление, он все еще остается добрым и хорошим человеком с обостренным чувством справедливости.
  2. Алена Ивановна (Старуха-процентщица) – жертва теории Раскольникова. По описанию Достоевского она не отличалась добротой и нежностью, напротив, была жестокой и бессердечной. В свои почтенные года создала у себя дома ломбард, куда людей приводила тяжёлая жизненная ситуация. Пользуясь их положением, она наживалась – за вещи платила мало, а проценты брала высокие. При этом она еще и тиранила свою сестру Лизавету. Одним из её клиентов оказался Родион Раскольников.
  3. Семен Захарович Мармеладов – глава семейства Мармеладовых. Добрый, но слабовольный человек, который женился на многодетной вдове из жалости, но не смог вынести груз ответственности. На его примере можно описать то, как жизнь уходит из-под ног. Пару лет назад он жил спокойной жизнью, кормил семью, имел стабильную работу. Идиллия омрачилась увольнением, что повлекло за собой беспробудное пьянство. Такой образ жизни в короткие сроки вогнал семейство Мармеладовых в нищету.
  4. Соня Мармеладова – дочь бывшего чиновника Мармеладова. Путь этой героини вызывает жалость и сочувствие. Скромная, робкая девушка вынуждена в свои 18 лет работать по жёлтому билету, чтобы хоть как-то помочь своей семье выжить. Символично, что она продала свою невинность за 30 рублей – предала сама себя, как Иуда продал Христа за 30 сребреников. Софья верит в Бога и находит в себе силы сохранять чистоту души, несмотря на род занятий. Судьба сводит её с Родионом Раскольниковым, которому она западает в душу. Девушка помогает ему осознать необходимость раскаяния и нравственного возрождения.
  5. Катерина Ивановна – жена Мармеладова. Женщина из другого слоя общества, нежели сам Мармеладов. У неё есть светские манеры, образование и нравственные ценности. Катерина – мать троих детей и, по совместительству, мачеха Сони. Нахождение в этой семье приносит ей боль и страдания, она не может смотреть на пьяного мужа и нуждающуюся семью, будучи не в силах помочь. Нервные расстройства вызывают у неё чахотку. Ее истерики, вызванные малодушием и слабостью, превращают и без того нелегкую жизнь семьи в ад.
  6. Дуня Раскольникова – названная Авдотьей, старшая сестра Родиона Раскольникова и его полная противоположность. В отличие от него, она девушка с твёрдыми убеждениями, со сформировавшимся взглядом на мир и стойким нравом. Её отношения с братом отличаются теплотой и душевностью, она всегда стремится помочь ему разобраться в его бедах и поддержать в трудных ситуациях. Ради блага своей семьи собирается выйти замуж по расчету за господина Лужина, однако этому браку не было суждено свершиться. Является двойником Сони: она тоже готова принести себя в жертву семье, став женой нелюбимого человека.
  7. Дмитрий Прокофьевич Рузумихин – друг Родиона и (в финале) муж Дуни Раскольниковой. По описанию Достоевского является достаточно благородным человеком, открытым, готовым прийти на помощь в любой момент. Имеет позитивный и твердый характер, стремится к честному труду и размеренному образу жизни. Надежный и стойкий товарищ.
  8. Аркадий Иванович Свидригайлов – потерявшийся персонаж произведения. Помещик, развращённый необузданными страстями. Автор называет ему самодуром и сомневается в чистоте его намерений. В конце концов, Свидригайлов совершает самоубийство.

Автор поднимает сложные социальные проблемы России. Классик показывает, к чему может привести человека нищета. Нечеловеческие условия жизни толкают на преступления разного характера. Кто-то, как Раскольников, идет на убийство, кто-то, как Соня, – в проституцию. Нищета и пьянство становятся синонимичными понятиями. Люди пьют, наполняя трактиры. Вино не лечит души трудового населения. Оно еще более усугубляет положение мужиков. По пьянке они идут драться, воровать, убивать. Алкоголь меняет человека, раскрывая в нем самые низменные желания. Примером такого существования является Мармеладов. Он забывает о своей семье, не задумывается о завтрашнем дне и будущем детей.

Нищая Русь представлена образом Петербурга. Город оживает на страницах романа, довершает колорит отвратительных кабаков, насыщает воздух вонью. Обстановка города толкает к суициду, так заканчивает жизнь самый беспринципный герой романа – Свидригайлов.

Структурная композиция «Преступления и наказания» довольно проста: роман состоит из 6 частей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из 6–7 глав.

Роман делится на две составляющие: в первой описаны мытарства главного героя, его рассуждения и в итоге – совершённое им преступление. Затем следует наказание и саморазоблачение Раскольникова, и этому посвящены оставшиеся 5 частей произведения.

Характерной особенностью романа является некоторая непоследовательность в хронологии поступков Раскольникова. Этим автор хотел подчеркнуть нестабильность внутреннего состояния главного героя, его потерянность. Прекрасным дополнением к настроению Раскольникова являются тёмные, серые улицы Петербурга, описанию которых Достоевский выделил немало места в произведении.

В заключительной части романа – в эпилоге – писатель указал на возможное исцеление Раскольникова благодаря искреннему раскаянию и вере в Бога. Нравственное возрождение героя стало возможным только благодаря его полному переосмыслению своей жизни, поступков, ценностей.

Большое внимание Достоевский уделил не только бедному студенту, но и другим центральным персонажам: Разумихину, Дуне Раскольниковой, Пульхерии Александровне, Соне Мармеладовой, Свидригайлову. Характер каждого из них описан ярко, красочно, взаимодействие этих героев прекрасно дополняют общую картину, показанную автором. Несмотря на хитросплетение сюжетных линий, все они, так или иначе, связаны с Раскольниковым. Примечательно, что многих из описанных героев ожидает трагическая судьба и к концу романа лишь немногие останутся в живых.

Главная мысль, заложенная Достоевским, это неотвратимость раскаяния. Автор сумел показать читателю, что наказание с моральной стороны гораздо страшнее и мучительнее, чем с юридической. Кара всегда настигнет преступника, даже если он скроет все улики от полиции и скроется от земного суда. Небесное правосудие не дремлет, ведь его основы заложены в душе каждого из нас. Внутреннее состояние отверженного – это и есть его расплата за грехи. За каждым преступлением следует наказание, и в этом скрыта божественная справедливость, невидимая для человека.

Смысл книги скрыт в ответе на главный вопрос: если путь Раскольникова неверный, куда же идти? Как исправить социальную несправедливость? Достоевский указывает на спасение в вере. Она дает нам силы и правильное направление, она учит любить, надеяться, помогать ближним. В ней скрыта вековая мудрость предков. Словом, христианская религия способна помочь человеку и вывести его из тупика на ту дорогу, которая приведет его к счастью обретения высшей справедливости.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *