Ответственность за разглашение персональных данных гражданина должностным лицом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за разглашение персональных данных гражданина должностным лицом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Работодатель, принимая сотрудника на работу, запрашивает у него определенные сведения. В статье расскажем, что считается персональными данными, какие обязанности по их защите установлены для работодателей и какая ответственность за их несоблюдение ждет нарушителей.

Разглашение и распространение персональных данных без согласия субъекта

Хранить, использовать, дополнять, копировать, блокировать и совершать другие операции с ПДн необходимо исключительно после того, как получено одобрение от субъекта. Причем человек должен дать официальное согласие в электронном либо письменном виде, предварительно ознакомившись с целями, методами, объемом и сроками обработки частных сведений. Если оператор действует самовольно и передает секретные данные иным лицам, то имеет место незаконное распространение персональных данных. Каким образом производится передача информации другим организациям, гражданам или общественности, не имеет значения, в любом случае за совершенные действия виновника накажут. Поводом для начала уголовного производства может служить как заявление субъекта в правоохранительные органы, так и инициатива надзорного органа, который обнаружил признаки несанкционированных операций в рамках плановой или внеплановой проверки.

Нарушением признается разглашение персональных данных без согласия владельца не только в том случае, если он не подписывал соответствующий документ, но и при отзыве ранее предоставленного разрешения. То есть нельзя продолжать обработку, если получили по всем правилам оформленное заявление об отзыве от гражданина либо его законного представителя.

Каким образом возможно законное использование персональных данных?

Несмотря на ответственность за разглашение сведений о личности, получение и дальнейшая работа с такого рода информацией возможна в правовом поле. Соблюдение обязательных требований получения, сбора и обработки данных гражданина позволит их применять совершенно законно без страха наступления ответственности. При этом, передача персональных данных третьим лицам должна происходить только в случае согласии лица. Такое одобрение должно быть зафиксировано в электронном виде либо на бумажном носителе.

В соответствующем соглашение на персональные данные должно быть отмечено:

  1. Сведения о лице, которое дает согласие. Подобное право принадлежит исключительно самому человеку и неразрывно с ним связано. Поэтому согласие следует получить у самого лица непосредственно. Передача этого права. например по доверенности не допустима.
  2. Перечень информации, согласие на получение и дальнейшие действия с которой одобряет лицо. Круг вопросов, входящих в персональные данные, крайне обширен. В этой связи, согласие на получение одних сведений, например, паспортных данных, очевидно не позволяет получать и распространять всю оставшуюся информацию о личности.
  3. Список лиц, которым разрешен доступ к информации. Законный порядок передачи персональных данных третьим лицам обуславливает наличие ограничений в части круга лиц, которые вправе обрабатывать личные данные. По этой причине следует отметить перечень доверенных лиц, получивших право на обработку персональных данных.
  4. Срок действия согласия. Соглашением на обработку персональных данных может быть предусмотрен период, в течение которого допускается возможность использования данных о личности. Применение полученных от человека сведений за пределами оговоренного срока в равной степени признается незаконным распространением персональных данных с соответствующими последствиями.
  5. Порядок отзыва согласия. По общему правилу отозвать разрешение в части персональных данных возможно в любой момент. Для этого требуется подача соответствующего письменного заявления с указанием на прекращение действия разрешения на персональные данные. Вместе с тем, дополнительно в соглашении допустимо предусмотреть каким именно образом и способом возможно сообщить об отзыве согласия на обработку персональных данных.

Комментарии к ст. 13.11 КОАП РФ

1. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» информация о гражданах (персональные данные) определяется как любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (ч. 1 ст. 3 указанного Закона). Свойства данной информации — обеспечивать идентификацию конкретного лица — предопределяют отнесение ее к категории конфиденциальной, т.е. информации с ограниченным доступом. Обеспечения конфиденциальности персональных данных не требуется в случае обезличивания персональных данных (для статистических или иных научных целей), а также в отношении общедоступных персональных данных (ч. 3 ст. 6, ст. 7). Указанный режим персональной информации обусловливает необходимость правовой защиты ее конфиденциальной части.

Читайте также:  Кто является матерью одиночкой по закону РФ в 2023 году

Такая защита обеспечивается в первую очередь путем установления конституционного запрета осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, а также требованием судебного решения для ограничения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. ст. 23 и 24 Конституции РФ). Статьей 19 Конституции РФ запрещаются также любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Федеральный закон » О персональных данных» рассматривает согласие субъекта персональных данных на обработку сведений о его частной жизни в числе одного из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, включая информацию персонального характера.

Из данного основополагающего принципа согласия могут иметь место исключения, предусмотренные в законодательном порядке, в том числе в связи с осуществлением правосудия, а также в случаях, предусмотренных законодательством РФ о безопасности, оперативно-розыскной деятельности, государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством РФ, законодательством РФ о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, а также в случаях, связанных с медицинскими и медико-профилактическими целями (п. п. 2 — 7 ч. 2 и ч. 3 ст. 10, ч. 2 ст. 11, п. п. 2 — 5 ч. 3 ст. 12 Федерального закона «О персональных данных»).

2. Комментируемая статья закрепляет в качестве основания применения административной ответственности нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

Упомянутый Федеральный закон регулирует данный порядок, устанавливая принципы и условия обработки персональных данных (ст. 5, ч. 1 ст. 6; ст. ст. 9 — 13), обеспечивающие, в том числе порядок реализации права субъекта данных на согласие; порядок осуществления иных прав субъекта персональных данных, включая право на доступ субъекта к своим персональным данным (ст. 14); права субъекта данных при обработке его персональных данных (ст. ст. 15 — 16); право на обжалование действий или бездействия оператора (ст. 17); обязанности оператора по обработке персональных данных (ст. ст. 18 — 22).

3. Объектами административных правонарушений являются общественные отношения, складывающиеся в области защиты информации. Объективная сторона правонарушений состоит в нарушении норм федерального законодательства, регулирующих вопросы работы с информацией о гражданах (персональными данными).

4. Субъектами правонарушений могут быть граждане, должностные, юридические лица, умышленно или по неосторожности допускающие указанные нарушения.

Законодательство РФ устанавливает обязанности представителей определенных профессий (врачей, адвокатов, нотариусов и др.) по сохранению в тайне полученной информации и указывает на уголовную, гражданскую и административную ответственность за разглашение таких сведений. УК РФ и ГК РФ предусматривают такую ответственность (см. ст. ст. 137, 138, 155 УК РФ, ст. 152 ГК РФ).

Помимо комментируемой статьи, КоАП РФ предусматривает также ответственность граждан и должностных лиц за нарушение правил защиты информации (ст. 13.12), за разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14), а также ответственность должностных лиц за отказ в предоставлении информации (ст. 5.39).

5. Дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, возбуждаются прокурорами (ч. 1 ст. 28.4) и рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).

Персональные данные: что грозит за нарушение закона

Персональные данные — это любая информация, прямо или косвенно относящаяся к субъекту персональных данных — определенному или определяемому физическому лицу (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

К персональным данным могут быть отнесены:

  • фамилия, имя, отчество;
  • пол, возраст;
  • образование, квалификация, профессиональная подготовка и сведения о повышении квалификации;
  • место жительства;
  • семейное положение, наличие детей, родственные связи;
  • факты биографии и предыдущая трудовая деятельность (место работы, судимость, служба в армии, работа на выборных должностях, на государственной службе и др.);

Дисциплинарная ответственность

За разглашение персональных сведений или их передачи третьему лицу работодатель и ответственный сотрудник, имеющий доступ к личным данным, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

Так, за нарушение при работе с личными сведениями работников, оператор по работе с персональными данными может получить замечание или выговор. Этот момент регламентируют ст. 90 и 192 ТК РФ. К подобным нарушениями можно отнести передачу резюме соискателя другой компании без согласия субъекта персональных данных.

Согласно п. 6 ст. 81 ТК РФ сотрудник, придавший огласке персональные сведения о работнике без его согласия и без письменного запроса на их предоставление, может быть уволен. К таким ситуациям относится предоставление данных банковской организации о заработной плате работника. Зачастую банковские специалисты по работе с клиентами могут запрашивать информацию подобного рода для определения платежеспособность заемщика. Т.к. данные о доходах относятся к персональным данным гражданина РФ они могут быть переданы третьим лицам только после официального запроса из банка и письменного согласия самого работника.

Административная ответственность

Начнем с более точного определения персональных данных, а именно с информации из документов и сведений о личности, не предназначенных огласке и защищенных различными нормами законодательства. Это могут быть паспортные данные, личные идентификаторы гражданина, а так же иные сведения, например об имеющихся у него болезнях (защищены врачебной тайной). За распространение таких сведений уголовная ответственность не предусмотрена, так как работа с ними регулируется гражданским кодексом. И поэтому за наказание отвечает Кодекс об Административных Правонарушениях, а именно статья 13.11.

Читайте также:  Социальная стипендия для студентов 2023 многодетных семей

Статья 13.11 КоАП «Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных» защищает любые сведения, нераспространение которых гарантировано государством, состоит из 7 частей и достаточно подробно описывает все возможные виды наказания:

  • Часть первая. Рассматривает запрос и обработку личной информации в тех случаях, когда она не требуется по закону. Грозит предупреждением, наложением штрафа от 1000 до 3000 рублей для граждан, от 5000 до 10000 для должностных лиц и от 30000 до 50000 для юридических лиц;
  • Часть вторая. Рассматривает сбор и обработку информации без письменного согласия их владельца в тех случаях, когда оно необходимо. Наказанием послужит штраф от 3000 до 5000 рублей для граждан, от 10000 до 20000 для должностных лиц и от 15000 до 70000 для организаций;
  • Часть третья. Невыполнение оператором, выполняющим обработку данных, правил и норм по их опубликованию или обеспечению доступа. Наказывается штрафом от 700 до 1700 рублей для физических лиц, от 3000 до 6000 для должностных и от 15000 до 30000 для организаций;
  • Часть четвертая. Рассматривает нарушения в работе оператора, касающиеся его обязанностей по предоставлению персональных данных или информации об их обработке субъекту. Наказывается штрафом от 1000 до 2000 рублей для физических лиц, от 4000 до 6000 для должностных лиц и от 20000 до 40000 для юридических лиц;
  • Часть пятая. Рассматривает любое нарушение сроков в обработке, хранении, передаче, уничтожении персональной информации. Наказанием за такой проступок послужат штрафы от 1000 до 2000 рублей для физических лиц, от 4000 до 6000 для должностных лиц и от 25000 до 40000 для юридических лиц;
  • Часть шестая. Рассматривает нарушения, которые привели к распространению персональных данных случайно или умышленно, а так же ошибки при обеспечении безопасности личных сведений и закрытой информации. Наказываются подобные деяния штрафом до 2000 рублей для физических лиц, до 10000 для должностных лиц и до 50000 – для организаций.
  • Часть седьмая. Рассматривает нарушения законов о персональной информации, которые были замечены за сотрудниками муниципальных или государственных органов власти. Наказываются подобные нарушения штрафами до 6000 рублей.

Персональные данные и административная ответственность за их разглашение

Федеральным законом № 152-ФЗ «О разглашении персональных данных» даны их четкие определения. Это любые сведения, которые могут относиться к человеку, включающие его:

  • фамилию, имя и отчество;
  • фактический адрес проживания;
  • положение семейного, имущественного и социального характера;
  • число и место рождения;
  • вид образования, профессию, доходы и прочее.

Ответственность за разглашение конфиденциальной информации по КоАП РФ регулируется статьей 13.14 . Такое правонарушение облагается штрафом:

  • 4000 — 5000 р. для должностных лиц;
  • 500 — 1000 руб. для рядовых граждан.

Если информация, предоставляемая человеком для обработки, попала в руки третьих лиц, оператору придётся отвечать согласно законодательству (КоАП ст.13.14.). За разглашение предусмотрена административная ответственность. Расследованием дел занимается прокуратура.

Для граждан сумма штрафа варьируется в диапазоне 500-1000 рублей, а для должностных лиц составляет 4000-5000 рублей.

При публикации такой информации в СМИ или разглашении в ходе публичных выступлений на виновное лицо накладывается уголовная ответственность. Одним из видов наказаний может быть штраф суммой до 200 тысяч рублей (или в размере оклада виновника за 18 месяцев).

Также предусмотрены обязательные работы (до 360 часов), исправительные работы (до 12 месяцев), принудительные работы (до 24 месяцев), арест на срок до 4 месяцев или тюремное заключение на срок до 24 месяцев.

При использовании служебного положения для сбора и распространения данных наказание отягощается. Виновному лицу грозит штраф величиной от 100 до 300 тысяч рублей, принудительные работы на период до 4 лет (или лишение свободы на такой же срок), а также арест на срок до 6 месяцев.

Субъективные признаки разглашения

Согласно нормам действующего федерального законодательства, разглашением могут считаться следующие действия правонарушителя: разглашение той или иной информации хотя бы одному лицу; опубликование ее в интернете или в средствах массовой информации; опубликование данных в газете; передача их другим лицам для последующего использования и др.

Нужно учитывать, что ответственность может наступить не только за разглашение, но и за другие незаконные действия с личной информацией. Сюда относится и ее сбор. Под сбором понимается получение личных данных гражданина без его согласия и без подписания им соответствующим образом. Незаконно собранная и в последующем использованная информация порождает более тяжкую ответственность, вплоть до привлечения по уголовной статье.

Специфическими персональными сведениями являются тайны. Сюда относится, например, тайна усыновления. Такие личные данные гражданина распространению не подлежат.

Читайте также:  Эксплуатация мотоцикла без огнетушителя

В том случае, если такая информация кому-либо стала известна без согласия усыновителя, правонарушители могут быть привлечены к ответственности по уголовной статье.

Разглашение персональных данных 137 ук рф

Разглашение персональных данных 137 УК РФ при определенных условиях дает возможность признать основанием для привлечения человека к уголовной ответственности. В нашей статье будут рассмотрены условия возникновения этой ответственности, в том числе в отношении лиц, имевших в силу служебного положения доступ к таким данным и разгласивших их.

  • Что такое персональные данные
  • Разглашение персональных данных. Объект и предмет преступления
  • Разглашение каких персональных данных уголовно наказуемо (судебная практика)
  • Статья о распространении персональных данных, характеристика деяния
  • Субъективные признаки разглашения персональных данных
  • Ответственность за разглашение персональных данных гражданина, виды и размеры наказаний

Давайте будем честны, во все времена алкоголь в рядах вооруженных сил был под запретом. Но почему –то, все служащие в большинстве своем его употребляли, употребляют и будут употреблять. Это можно отрицать, вуалировать, но суть от этого не поменяется.Что касается место пребывания в полевых условиях, в боевых, в окопах, то сам бог велел не пить алкоголь. Ведь если человек находится «под шафе», то он теряет чувство самосохранения. Как говорится выпив смелой воды, можно остаться без головы.

Только жаль, что многим людям это просто не доходит.Порой кажется, что многие будто живут в компьютерной игре, где можно бежать в экипировке, с автоматом на перевес и на ходу хлебать вискарь из фляги. Или еще хуже, многие люди не понимают, куда они приезжают и что от них требуется. Только реальность такова, она более суровая чем кажется. Мы живем в реальности, а не в виртуальном мире и играх. В реальном мире люди погибают, теряют конечности, просто пропадают, «благодаря» своей беспечности по отношению к алкогольной продукции.

Основную роль сыграло помилование осужденных после фронта. Хотя, де-юре, их помиловали еще до отправки на фронт, или во время. Так как просто так извлечь зеков из исправительной колонии вроде бы нельзя было.

Правда, Пригожин именно так и сделал. Из-за чего у него возникли проблемы уже на уровне ФСИН. Так как никакого законодательного регулирования под это дело не существовало.

Об этом сообщила некая О. Романова (получила статус иноагента). Что до заключенных, то основным мотивом стали огромные деньги. Огромные даже по меркам обычной и нормальной жизни. По меркам зоны это не просто деньги. Это настоящие деньжищи.

Сыграло свою роль и помилование. Условия у заключённых были довольно простые. Если полгода отслужил, уходишь домой. С чистой биографией и денежными средствами. На все четыре стороны.

Так и было. До определённого момента. Пока зеками не занялись все остальные. В основном, представители Министерства обороны. Поначалу через разные ЧВК. А сегодня уже и напрямую.

Что значит разглашение персональных данных с точки зрения закона?

152-м Федеральным Законом оговаривается термин «персональные сведения». Имеются в виду данные о гражданах, которыми обладают работодатели, организации, структуры и объединения. Информацию предоставляют нанятые работники, клиенты, заявители и т.д. Частной информацией могут служить сведения о:

  • регистрации;
  • паспортных реквизитах;
  • образовании;
  • наличии судимостей;
  • месте трудоустройства;
  • детализации телефонных звонков и переписки;
  • перенесенных заболеваниях;
  • личной жизни;
  • родственных связях и родственниках;
  • членах семьи;
  • материальном положении и доходах;
  • наличии имущества;
  • прочее.

Вышеупомянутый Федеральный Закон устанавливает процедуру получения доступа к личной информации. Статья под номером 5 требует соблюдение тайны. Распространяются сведения в соответствии с законодательством и на основании его принципов. Иначе в действие вступает иная статья, теперь уже Уголовного Кодекса России (№137). Добровольная передача личных данных работодателю предполагает наличие доступа к ним ограниченному числу должностных лиц. Таковыми могут быть:

  • учредители;
  • генеральный директор;
  • начальник структурного подразделения, цеха, отдела;
  • сотрудники отдела кадров;
  • работники расчетного отдела;
  • главный и рядовые бухгалтеры;
  • штатные юристы.

Чего следует опасаться гражданину

Утечка информации может привести к, мягко говоря, неприятным последствиям:

  • огласка посторонним лицам частных (приватных) фактов из жизни человека, которые компрометируют личность, влияют на репутацию, прочее;
  • угроза разглашения определенных обстоятельств заинтересованным в этом лицам, от которых гражданин скрывает информацию (шантаж);
  • различные мошеннические действия, направленные на завладение имуществом, деньгами;
  • незаконный доступ к банковским карточкам, счетам с целью хищения финансов;
  • хулиганские действия, наиболее часто распространены в Интернет-среде, например, передача данных для рекламных рассылок;
  • попытки переложить ответственность за неправомерные действия злоумышленником, путем создания видимости причастности к такой деятельности гражданина;
  • получение на имя человека кредитов, займов;
  • открытие на гражданина фирм-однодневок;
  • ухудшение социального статуса, что может понизить авторитетность как потребителя, например, как потенциального заемщика.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *